Согласно экзистенциальной онтологии, бытие человека не должно мыслиться как расчлененное в пределах оппозиции субъект-объект, его главное свойство — незамкнутость, открытость по отношению к трансценденции, в связи с чем оно, с одной стороны, выходит за рамки простой эмпирической реальности, которую можно воспринимать органами чувств, и, с другой, не является некоей рациональной конструкцией, поддающейся постижению при помощи традиционных категорий.
Человек постигает собственное бытие, именуемое экзистенцией, интуитивно, а для выражения своих переживаний он может обратиться к понятиям особого рода — экзистенциалам (или экзистенциалиям), введенным в обиход М. Хайдеггером. Такими экзистенциалиями являются, например, «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-к-смерти», «тревога», «скука», «меланхолия», «страх», «решимость» и другие. Все они отражают неразрывную связь, единство того или иного способа бытия человека с жизненным пространством, с миром, в котором он живет.
Экзистенциалии, будучи в высшей степени абстрактными и от рациональной систематизации ускользающими, могут, однако, быть схвачены поэтически, в частности, посредством метафорического выражения. В подкрепление данной мысли можно привести слова Ортеги-и-Гассета, заметившего, что метафора — это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям, и можем посредством близкого и подручного мысленно коснуться отдаленного и недосягаемого.
У Пауля Целана есть строка: Wir schliefen nicht mehr, denn wir lagen im Uhrwerk der Schwermut… (Мы больше не спали, поскольку находились в часовом механизме меланхолии). Есть некая ситуация, в которую «заброшено» человеческое существование и которая заставляет человека испытывать меланхолию, и человек вынужден считаться с этой ситуацией: он не спит. В данном случае не важно, что это за ситуация, каков из нее выход и т.д. Важно то, как метафорически осмысливается ее переживание. Известно, что всякий часовой механизм может остановиться, но человек собственной рукой заводит его, и тот снова начинает работать… Меланхолия — часовой механизм, угнетающий человека своей методичностью, неотвратимостью и устремленностью в будущее, в котором экзистенция обнаружит свою конечность, а сам человек убедится в своей смертности.
И хотя с будущим принято связывать такие экзистенциалии, как «решимость», «проект», «надежда», все же экзистенциалия «меланхолия» не выглядит здесь явным диссонансом, ведь, несмотря на то что человеческое существование может в любую минуту прерваться, чья-то рука (Бога или самого человека) закручивает и закручивает пружину бытия, и человек еще может, пока эта пружина совсем не вышла из строя, успеть постигнуть свое бытие и научиться ценить его.